Как называется металл похожий на золото. Как происходит процесс имитации золотом? Способы распознания поддельных украшений

05.02.2024

В настоящее время сложно кого-либо удивить поддельным товаром. Подделывают абсолютно все — от продуктов питания до денег, ювелирных изделий и произведений искусства. И именно поддельные ювелирные изделия обходятся покупателям наиболее дорого. Согласно усредненным статистическим данным, в российских ювелирных магазинах имитация старого драгоценного металла — золота — уже достигает половины от общего числа представленных изделий. А имитация старого изделия из золота будет однозначно стоить дороже, чем поддельная новомодная бижутерия. Как же купить настоящее изделие из старого золота, а не дешевый сплав, похожий на благородный металл?

Чтобы понимать, как отличить материал, похожий на золото, от настоящего драгоценного металла, необходимо знать, какие сплавы способны имитировать внешний вид старого золота. Если вам не повезет, вы можете купить какой-то из следующих сплавов:

  1. Алюминиевая бронза. Является сплавом золотисто-желтого оттенка. Прекрасно имитирует золото. Примерно 90% такого сплава приходится на медь, оставшаяся часть — на алюминий.
  2. Батбронза. Тоже имеет красивый золотисто-желтый оттенок. Обычно применяется для изготовления различных художественных изделий. Недобросовестные продавцы могут выдавать его доверчивым покупателям за драгоценный металл.
  3. Батметалл. В некоторых странах из него изготавливается столовая посуда. Этот сплав неплохо имитирует золото.
  4. Бельгика. Этот сплав больше похож на платину. Включает в свой состав железо, никель и хром. На драгоценный металл нет и намека.
  5. Вермей — серебро, обрабатываемое огнем. В процессе обработки металл становится похожим на золото. Но платить за серебро столько, сколько стоит золото, не лучший вариант.
  6. Гамельтонметалл — это сплав из цинка и меди. Имеет красивый золотисто-желтый оттенок. Применяется для золочения разнообразных изделий.
  7. Голдин. Он является сплавом алюминия и меди. В некоторых странах из него изготавливаются бюджетные украшения. Металл хоть и красивый, но с золотом у него нет ничего общего, кроме внешнего вида.

  1. Дюраметалл. В состав этого сплава входят алюминий, медь и цинк. Ингредиенты смешиваются в определенных пропорциях и подвергаются специальной обработке. Конечное изделие имеет красивый золотисто-бронзовый оттенок. Но это опять-таки не золото.
  2. Золотая фольга. Эти очень тонкие листы применяются для золочения разнообразных деревянных и металлических изделий, а также в других сферах.
  3. Musiv — это сульфидное олово с привлекательным золотым блеском. Используется, как правило, для золочения. Единственным его преимуществом является то, что со временем материал не чернеет.
  4. Мангеймское золото. Оно является сплавом цинка, меди и олова. Имеет окраску «под золото».
  5. Мозаичное золото. Этот сплав состоит из цинка и меди. Имеет оригинальный оттенок самородного золота.
  6. Накладное золото — сплав из меди со слоем драгоценного металла.
  7. Орайде. Этот сплав состоит из цинка, меди и олова. Иногда добавляется железо. Применяется для литья недорогих ювелирных изделий.
  8. Пинчбек, который представляет собой сплав цинка и меди. Используется для производства бюджетной бижутерии. Недобросовестными торговцами выдается за золото.
  9. Платинор — сплав из серебра, меди, никеля, цинка и платины. Процент драгоценных металлов настолько мал, что недобросовестные продавцы остаются в большом выигрыше, выдавая такие изделия за настоящее золото.
  10. Симилор. В составе этого сплава присутствуют цинк, медь и олово. Обычно изделия покрываются позолотой.
  11. Томпак — один из сплавов, наиболее часто выдаваемых за золото. В его составе присутствуют цинк и медь. Имеет красивый оттенок. Благодаря меди является устойчивым к воздействию коррозии.
  12. Электрон. Он содержит серебро и золото. В античные времена сплав применялся для изготовления монет.

Значение ювелирной пробы

Важно учитывать, что даже наличие пробы вовсе не является гарантией того, что вы покупаете драгоценный металл. Если с российскими маркировками покупателю все еще немного понятно (обычно это цифры рядом с женским профилем или звездой и серпом с молотом), то с пробами по зарубежным стандартам все гораздо сложнее.

И знание того, что золото в 14 каратов соответствует «отечественной» 585-й пробе, а изделие из 18-каратного материала можно расценивать как 750-ю пробу, в деле практически не помогает. Пробы пробами, но никто не застрахован от покупки цепочки, у которой в лучшем случае половина сделана из драгоценного металла, а оставшаяся часть — из разного рода сплавов.

Проверить на подлинность очень сложно. Реагирует далеко не каждый ювелирный детектор. Отправляясь в магазин за покупкой золотого изделия, возьмите с собой какое-нибудь украшение из этого же материала. Бросьте свое и присматриваемое изделие на витрину и сравните издаваемый звук. Если звуки похожи, вам, скорее всего, удалось найти настоящее золото.

Можно применить и психологические методы. Попробуйте немного «поковырять» поверхность присматриваемого изделия, чтобы консультант это видел. Ничего страшного вы изделию не сделаете, но из реакции продавца можно будет понять очень многое.

Оценка качества ювелирных изделий

Проверка качества ювелирной продукции в России относится к полномочиям Государственной пробирной палаты. Теоретически изделия с ее пробой являются настоящим золотом. Однако на практике все куда запутаннее. Проблема в том, что в большинстве своем ювелирные изделия проверяются поверхностно. Как правило, анализируется лишь слой покрытия, соскобленного с поверхности ювелирного изделия. Таким образом, печать свидетельствует лишь о том, что верхний слой ювелирного украшения в действительности сделан из золота. Но что под этим слоем — уже загадка.

Знающий пользователь может возразить, что драгоценные изделия разрезаются, после чего срез подвергается подробному химическому анализу. Да, подвергается. Но подобную проверку проходит только одно изделие на выбор из целой партии однотипной продукции. Так что если проверенный образец сделан из золота, а остальные изделия изготовлены из непонятных сплавов, пробирная палата за это уже не отвечает.

Важно учитывать и то, что лишь примерно половина изделий в стране в настоящее время имеет соответствующую маркировку. Если учитывать специфику деятельности упоминавшейся пробирной палаты, то можно прийти к такому неутешительному выводу, что качественных ювелирных украшений в продаже еще меньше.

И ничего удивительного в этом нет. Подделывать ювелирные украшения очень выгодно. Они имеют небольшой размер и продаются по высокой цене, если пересчитать на единицу объема. Контрабандистам очень удобно работать с такой продукцией. Их изготовление не требует наличия больших производственных помещений. Да и сложные технологические операции, как правило, тоже не требуются. Так что теневой ювелирный бизнес развивается и процветает. Поэтому к покупке нужно тщательно готовиться.

Любой путешествующий по России человек всегда удивлялся, во-первых, огромному количеству сохранившихся старинных храмов, во-вторых, неземной красоте куполов, сверкающих золотыми красками. Все дело в покрытии церковных маковок сусальным золотом, которое сохраняет свои качества продолжительное время.

Сейчас наряду с сусальным золотом используется поталь – между этими двумя декоративными отделками существует определенное внешнее сходство и в то же время есть кардинальные отличия.

Технология производства

Сусаль изготавливается из чистого золота, которое раскатывается до чрезвычайно тонких листов. Затем пластины в декоративных целях наносятся на купола, статуи. Этот химический элемент относится к мягким металлам, хорошо поддающимся ковке. Именно эти его свойства используются для создания сверхтонких пластин. Сначала из золота готовят бруски, затем каждый из них раскатывают в полосу длиной до 30 метров. На следующем этапе каждая полоса нарезается квадратами, их укладывают один на один, перестилая специальной бумагой. Образуются стопки, каждая из которых содержит 100-300 листов золота.

Далее стопка помещается под специальный молот, который плющит золотые квадраты в лепешки. Процесс удара молотом повторяется около 2000 раз, в результате чего толщина каждой из лепешек уменьшается до нескольких микрон. Вновь повторяется процесс вырезания, теперь уже из лепешек, квадратов, которые вкладываются в специальную книжку. В ней может содержаться от 10 до 300 листов сусального золота.

Всего при производстве этой декоративной шикарной отделки проводится до 30 различных операций. Самая важная из них – расплющивание, к тому же она и самая трудоемкая. Необходима четкая регулировка силы удара молота, установление определенной последовательности и направления ударов. Правильная технология позволит получить равномерное расплющивание, листы сусального золота будут одинаковой толщины, без выбитых участков или, наоборот, утолщений. В конечном счете, качество листов скажется на времени сохранности покрытия.

Раньше и сейчас

Технология изготовления сусального золота насчитывает более 1700 лет. Первыми в этом деле, как и во многих других технологиях, были китайцы. Сейчас же такое производство налажено во многих странах мира. За столетия технологии, естественно, изменились, в первую очередь это касается расплющивания. Сначала использовался только ручной труд – специальный молотобоец наносил удары по стопке. Были в этом деле и признанные мастера, хотя ни один специалист в мире не обеспечит идеального расплющивания.

На смену человеку пришли автоматические молоты, которые, во-первых, облегчили его труд, во-вторых, процесс расплющивания проходил равномерно, как следствие, меньше брака было на выходе. Сила молотобойца была уже не нужна – удары наносил молот, но стопку должен был двигать все равно человек. Современные технологии позволили человеку практически устраниться от участия в таком тонком процессе. Молот автоматически наносит удары, робот, для которого разработана специальная программа, передвигает стопку золота. При этом тщательно соблюдается технологический процесс, идет постоянный контроль качества.

Имитация золота

Понятно, что использование сусального золота во многих случаях является слишком дорогим удовольствием. Во-первых, само по себе золото – довольно-таки дорогой металл, во-вторых, запасы его не бесконечны, в-третьих, технологии производства сложны. Поэтому издавна люди искали способы получения красивой декоративной отделки, подобной золоту, но гораздо ниже по стоимости. Изобретение потали, имитирующего сусальное золото, не было случайным, к нему люди шли целенаправленно!

В настоящее время существует несколько технологий производства потали. Согласно одной из них, вместо золота используют другие металлы, например алюминий, более распространенные, дешевые и ковкие, а также сплавы металлов. Самый распространенный вариант – сплав меди и цинка. После того как сплавы будут нанесены на изделие, их покрывают лаком желтого цвета, чтобы имитировать тон настоящего золота. Вторая технология потали предполагает использование химических соединений, которые добавляются в краски, имитирующие позолоту.

Отличия сусального золота и потали

Учитывая все вышесказанное, можно отметить следующие моменты. Во-первых, поталь является имитацией сусального золота, используется наряду с настоящим драгоценным металлом для отделки различных покрытий, в том числе статуэток, багетов, рамок, карнизов. Поталь на порядок дешевле золотых листов, что позволяет создавать шикарные интерьеры по вполне приемлемым ценам. Тем не менее, этот материал менее долговечен в сравнении с золотом, поэтому, во-первых, применяется только в интерьерах зданий, во-вторых, требует покрытия лаком для увеличения времени использования.

Каждый хозяин при разработке дизайна дома волен сам принимать решение, поталь или настоящее сусальное золото использовать в отделке!

Золотое надувательство

Мой знакомый возвращался из Турции, страшно довольный дешевизной отдыха и "обновкой" -- толстой золотой цепью высокопробного лимонного цвета. На таможне его тормознули: потребовали не то чек, не то сертификат на сии вериги. Тут и выяснилось, что эти документы знакомый по простоте душевной выкинул в ведро. Таможенники обрадовались и потирали ручки в предвкушении штрафа, а то и изъятия цепуры. Но "преступник" заартачился и принялся качать права. Повели к эксперту -- взвешивать и удостоверять драгметалл. Вот тут-то и выяснилось, что на шее "контрабандист" таскал никакое не золото, а -- сплав цинка и меди характерного желтого цвета, сплошную, короче говоря, бижутерию. "Нет, ну ты представляешь? -- возмущался благополучно прошедший таможенный досмотр приятель. -- Я ж ее не в лавке какой покупал, а в большом магазине! И проба там стояла!"

Невинно заклейменные

В общем, ничего святого у этих златоторговцев -- и у заграничных, набеги на дешевый товар которых ежегодно совершают 2,5% наших граждан, отдыхающих за рубежом, и у наших, вполне официально занимающих площади под салоны, магазины и магазинчики со словом "Ювелирный" на вывеске.

Проба -- никакая не гарантия. Если российские стандарты еще известны -- звезда с серпом-молотом или женский профиль рядом с цифрами 375, 500, 585 и 750 плюс шифр территориальной инспекции пробирного надзора, поставившей клеймо на ваше украшение (его видно под лупой), то с иностранными пробами вообще черт ногу сломит. Знание того, что 14-каратное золото -- это 585-я, а 18-каратное -- 750-я пробы, мало облегчает дело. Цифирки цифирками, а в руках у вас может оказаться цепочка, у которой только 1/3 звеньев -- вожделенный металл, а все остальное -- абсолютно иной сплав. И хорошо еще, если электрон (золото и серебро в пропорциях 30-40% серебра к 70-60% золота), поликсен ("загрязненная" другими металлами природная платина), херагольд (низкопробный состав -- золото 375-500-й пробы) или просто позолоченное серебро, эти хоть какую-то ценность представляют. А то "налетите" на тот же томпак, (медь и алюминий) или выдаваемую за платину (хром, никель, но в основном -- железо) -- совсем обидно будет.

(Список наиболее распространенных сплавов, выдаваемых за золото или другие драгоценные металлы приведен в разделе " ").

Проверить сложно: не всякий ювелирный детектор среагирует. Если у вас с собой есть "определенно золотая" вещица, бросьте ее на стол вместе с "сомнительно золотой". Если их "звонкость" будет сопоставима, есть надежда. Возможен и чисто психологический марш-бросок: поковыряйте на глазах у продавца поверхность изделия. Особенно ничего не наковыряете, но реакцию отметите...

Основные проблемы начнутся даже не тогда, когда нежно-персиковая позолота сойдет, обнажив агрессивно-рыжую основу, а когда у вас порвутся звенья такой толстой на вид цепочки и вы понесете ее в ремонт. Вот тут-то и выяснится, что сплав такой хрупкий, что его и спаять-то по-человечески не удастся. Особенно велика вероятность приобрести фальшивое золото в Израиле, Италии, Китае, ОАЭ, Турции и др. Соответственно оттуда же поступает и псевдозолотая контрабанда. На золоте, продающемся у нас, пусть даже "нерусского" происхождения, обязательно должно стоять упомянутое выше клеймо нашей Пробирной палаты. Но очень может быть, что на экспертизу представляли только замок браслета или цепочки. Или, скажем, из всей партии колец "Закат на Босфоре" "удачно" проверили лишь одно. Оно было вполне качественным. А вот остальные... Эксперты -- "пробирщики" не долбят украшение насквозь. Сверху соскабливается слой сплава, который "химически анализируется". Но только сверху.

Бутики-обманщики

Вы непременно "лохонетесь", покупая золото с рук, из-под прилавка и даже в церкви! Трогательные рассказы коммивояжера в подземном переходе о том, что "сегодня наша ювелирная фирма устраивает льготную распродажу", закончатся выброшенными на ветер деньгами. Поэтому наша цель -- если не те бутики, что расположены на Вандомской площади в Париже, вроде "Шомэ", "Шопар" или "Булгари", то те ювелирные магазины, которые вы помните в своем родном городе еще с доперестроечных времен. Посудите сами: за последние 10 лет официальное производство "презренного металла" сократилось примерно в 3 раза. А "ювелирок", которых было около двух с половиной тысяч, стало почти в 5 раз больше. Откуда, спрашивается, там взяться настоящему золоту в таких-то количествах?

Так что, если вы серьезно озабочены проблемой вложения денег в драгметаллы, отдайте предпочтение золоту в слитках, а не в цепочках. Нет, конечно, это не значит, что теперь нам вообще не стоит и носа казать в ювелирные салоны. Просто соблюдайте несколько простых "правил изнанки". Перед тем как выложить свои кровные, непосильным трудом заработанные дензнаки перед кассиром, придирчиво и недоверчиво, как стоматолог районной поликлиники зубы отъезжающего в продолжительную загранкомандировку токаря, осмотрите оборотную сторону изделия. Чем лучше она выглядит, тем и вам лучше. Чем аккуратнее запаяны - припаяны камни в кольце или серьгах, тем живее надежда, что перед вами не "левак". Эту процедуру необходимо произвести, даже если ювелирный детектор "утверждает", что все в порядке. Недавно в одном из московских ломбардов даме едва не вернули со скандалом "всамделишные" серьги от "Тиффани". Несмотря на то что на изящных украшениях чинно стояли и проба, и фирменное клеймо фирмы, прибор определил, что перед ним "unknown alloy" (неизвестный сплав). Как говорится, и на старуху бывает проруха. А представляете, сколько раз детектор может соврать "обратную сторону"?..

Елена СЕМЕНОВА-АНДРИЕВСКАЯ

Пробу негде ставить

Фальшивкой в России никого не удивишь. Водка, майонез, фирменная одежда, компакт-диски, видеокассеты, американские доллары -- сейчас умеют подделывать все. Но ни одна подделка не обойдется потребителю так дорого (в буквальном смысле слова), как фальшивое ювелирное изделие. Статистика между тем неумолима: более половины продаваемых в России золотых украшений произведены нелегально. Может быть, и ваши тоже?

За качеством ювелирных изделий следит в России Государственная пробирная палата. И теоретически украшения из золота, на которых стоит ее проба, можно считать настоящими. На практике, однако, все гораздо сложнее. Дело в том, что большинство ювелирных изделий проходят в пробирной палате в буквальном смысле поверхностный контроль: делается только анализ слоя металла, соскобленного с поверхности изделия. Это гарантирует только то, что этот верхний слой украшения действительно золотой. А что находится под ним -- тайна.

Вы возразите: ведь известно, что ювелирные изделия разрезают и делают подробный химический анализ среза. Да, делают. Но лишь одного изделия из партии однотипных украшений. И если остальные будут отличаться от проверенного образца, пробирная палата за это ответственность не несет.

И еще. В настоящее время только половина всех ювелирных изделий в России имеет государственную пробу. А если принять во внимание специфику работы пробирной палаты, придется признать: по-настоящему качественных украшений еще меньше. И, по большому счету, ничего удивительного в этом нет: подделка ювелирных изделий -- необыкновенно выгодный бизнес. Они малы по размеру и обладают весьма высокой стоимостью в расчете на единицу объема. Они удобны при контрабанде, для их производства не нужно больших помещений, а сложные технологии используются, да и то не всегда, лишь для некоторых операций (например, при производстве цепей). Нет особой потребности и в механизации производственного процесса. Но даже если она и возникает (скажем, для получения заготовок при изготовлении крестиков), теневые ювелиры легко кооперируются с легальными предприятиями, а то и просто входят в их структуру. Короче говоря, теневая ювелирка - давний, хорошо работающий бизнес.

Откуда их везут

Большая часть фальшивых ювелирных изделий ввозится в Россию контрабандным путем. Из Турции, Объединенных Арабских Эмиратов, Армении, Китая, Израиля, Италии и некоторых других стран. Считается, что виноваты в этом челноки. Это не совсем так. Часть украшений изготавливается за границей (чаще всего в Турции и Китае) из нелегально добытого или ворованного, а затем нелегально вывезенного российского же золота. Поэтому поставки в Россию готовых ювелирных изделий являются звеном одной цепи и контролируются теми же теневиками, которые организуют нелегальную скупку и вывоз золота на переработку.

Бороться с контрабандой ювелирных изделий крайне сложно. Таможенники перехватывают контрабанду главным образом в аэропортах. Между тем подавляющая часть контрабанды попадает в Россию по автомагистралям или железной дороге.

Впрочем, в последнее время ситуация стала меняться в пользу “отечественных производителей”. Девальвация рубля привела к тому, что часто выгоднее подделывать украшения в России, чем импортировать. Но покупателям от этого не легче.

Спору нет, пока купленное по случаю возле метро новое колечко у вас на руке, никаких проблем нет. Но вот металл начал темнеть, и вы решаете его почистить. Почистили - и вот на нем уже проступают предательские белые блики. Это сошла позолота и обнаружилось истинное содержимое колечка - медь, алюминий, а то и вовсе железо. Это уже не украшение. Ясно также, что если вы решите заложить “драгоценность” в ломбард или продать, денег, которые были потрачены на ее покупку, вам, разумеется, уже не дадут. Так что придется смириться с тем, что деньги оказались попросту выброшенными на ветер.

Пробирные клейма

Для золотых изделий

Для серебряных изделий
Для платиновых изделий
Для палладиевых изделий

Как их подделывают

Не стоит долго возмущаться тем, что, дескать, на изделии стояла проба. Проба на украшении часто не соответствует его действительному составу, и это один из самых распространенных способов надувательства и обмана доверчивых покупателей.

Между тем соотношение золота и примесей в сплаве, из которого сделано украшение, определяет такие свойства изделия, как хрупкость и, следовательно, ремонтопригодность. К примеру, в России часто не берут в ремонт изделия из Турции: аккуратно спаять сломанную турецкую серьгу порой просто невозможно.

Существуют и “комбинированные” фальшивки: когда часть изделия представляет собой приличное золото, а часть -- сомнительный сплав. На таких изделиях может стоять подлинное государственное клеймо -- при поверхностном анализе в Пробирной палате такую подделку могут просто не заметить.

Или другой пример: в пробирную палату предъявлена для клеймения часть изделия -- например, замок к цепочке. А сама цепь -- сомнительного качества - присоединяется к замку позже. Из этого вовсе не обязательно следует, что нелегалы вступили в сговор с чиновниками. Ведь нет никаких инструкций о том, какое минимальное число звеньев должно быть в цепочке. К тому же палата ставит клеймо не на каждом звене, а только на замке.

Есть и другая возможность проставить подлинное клеймо на “левое” изделие. После распада СССР в бывших союзных республиках сохранились территориальные органы пробирного надзора со всем необходимым для клеймения оборудованием. Правда, эти клейма устаревшего советского образца: в России такими пользовались до 1994 года. Но, естественно, они до сих пор признаются подлинными, поскольку на рынке обращается масса изделий, заклейменных еще в те годы. Как утверждают специалисты, с недавних пор старые клейма союзных республик стали часто встречаться на откровенно “левой” продукции.

Впрочем, разные способы “разбавления” золота другими металлами покажутся вполне невинными на фоне откровенного мошенничества: нередко продаются украшения, в которых нет золота вовсе. А вместо него, например, сплав меди и цинка под названием “томпак” -- на глаз его не может отличить от золота даже опытный ювелир. Чтобы удостовериться, не обманывают ли вас, нужно бросить кольцо на стол: золото, в отличие от металла такого сплава, издает характерный хрустальный звон.

Как с этим быть

Приходится признать: сегодня покупатель украшений из золота не может на все 100% уверен, что купил подлинник. Можно лишь максимально снизить вероятность покупки фальшивки.

Прежде всего, надо понимать, что фальшивое золото чаще всего продают из-под полы: на рынках, в метро, в уличных ларьках. Здесь покупать украшения нельзя ни в коем случае. Но высока вероятность приобрести фальшивку и в обычном ювелирном магазине. Ведь сама по себе легальность деятельности продавца еще не дает никакой гарантии качества изделия: основная масса торговых точек существует за счет сбыта нелегальной ювелирной продукции и мало чем отличается от черного рынка.

Поэтому если уж покупать украшения из золота, то только в крупных магазинах и только изделия известных западных фирм, либо известных российских заводов. Да, цена таких изделий, продающихся в таких магазинах, высока, зато в этом случае, как полагают эксперты, вероятность купить подделку невелика.

Можно, конечно, проверить подлинность ювелирного изделия на специальном детекторе. Но и в этом случае гарантировать ничего нельзя. Бывало, например, что умный прибор объявлял “неизвестным сплавом” несомненно подлинное ювелирное изделие от Cartier. Одна из причин ненадежности этого способа состоит в том, что физические параметры украшения, на которые ориентируются подобные приборы (скажем, электрическое сопротивление), зависят не только от количества золота в сплаве, но и от состава и соотношения остальных компонентов.

Поэтому вернее положиться на государственную экспертизу, удостоверяемую клеймом. Это дает определенную гарантию. Но не потому, что клеймо трудно подделать (кстати, пробирная палата в будущем намерена перейти к так называемому лазерному клеймению, которое действительно сложно сымитировать). Просто нелегальные производители и торговцы стараются не связываться с подделкой клейм -- это грозит уголовной ответственностью. Тем не менее следует очень внимательно изучить клеймо с помощью лупы: на подлинном клейме должен быть указан шифр территориальной инспекции пробирного надзора, заклеймившей изделие (все существующие образцы клейм приведены на рис.).

Помимо государственного клейма на изделии может быть проставлено и клеймо производителя. Наличие оттиска известной ювелирной марки (например, Bulgari или Tiffany) -- хороший признак. В большинстве случаев он гарантирует не только соответствие пробе, но и высокое качество ювелирной работы. Кроме того, специалисты советуют проверять качество по его “изнанке”: чем более тщательно выполнены невидимые глазу крепления камней, тем выше класс производителя.

И все же вывод неутешителен. Российский рынок золотых ювелирных украшений заполнен фальшивыми изделиями, отличить которые от настоящих порой невозможно. А значит, украшения нельзя рассматривать как средство сбережения - слишком велика вероятность потерять большую часть денег.

Как имитируют золото

Для имитации драгметаллов в ювелирных украшениях используют самые разные сплавы. Вот основные из них.

    алюминиевая бронза (ауфир, аурал, ауфор) -- сплав золотисто-желтого цвета, состоящий из 90 частей меди, 10 частей алюминия;

    батбронза (bathbronze) -- сплав бронзы с 6% олова, пригодный для позолоты и используемый, как правило, для литья художественно-промышленных изделий;

    батметалл (bathmetall) -- сплав, лигированный цинком, используется в Англии для производства столовой посуды;

    бельгика (belgica) - - сплав “под платину” из 74,5% железа, 16,6% хрома и 8,9 % никеля;

    вермей (vermeil) -- французское наименование позолоченного на огне серебра;

    гамельтонметалл (hamiltonmetell) - сплав из 66,7% меди и 33,3% цинка золотисто-желтого цвета, хорошо подходит для золочения изделий;

    геразолото (heragold) -- немецкое торговое название для восьми-десятикратных сплавов золота;

    голдин (goldin) -- сплав меди и алюминия, используемый в Германии для изготовления дешевых ювелирных изделий;

    гранатовое золото -- сплав золота пробы 250/1000, который применялся в Чехии во второй половине ХIХ века для изготовления ювелирных изделий с гранатами;

    дукатное золото -- золото пробы 980/1000, которое использовалось для чеканки золотых дукатов;

    дюраметалл (durametall) - - в Германии сплав меди, цинка и алюминия золотисто-бронзового цвета;

    золотая фольга -- золото, выбитое в очень тонкие листы между листами пергамента, а затем между кожей бычьей слепой кишки; применяется для золочения изделий из металла и дерева, изготовления наборных картин, обрезов книг;

    золото musiv -- пластики сульфидного олова с золотым блеском, которые применяются для золочения; не разъедаются серой и сероводородом и не чернеют;

    золото pink -- английское наименование красного золота с очень бледным оттенком;

    мангеймское золото -- сплав из 83,6% меди, 9,4% цинка и 7% олова, окрашенный под золото; изготовленные из этого сплава изделия к тому же обычно еще и позолочены;

    мозаичное золото -- сплав из 66% меди и 34% цинка с оттенком самородного золота;

    накладное золото -- золоченый материал, основу которого образуют сплав меди с золотым покрытием по меньшей мере 8 микрон; слой золота прокатан и приварен;

    орайде (oreide) , или “французское золото”, -- сплав золотого цвета из 80% меди, 15% цинка и 5% олова (или 86,13% меди, 13% цинка, 0,4% олова и 0,6% железа) для литья ювелирных изделий;

    палау (palau) -- североамериканское торговое наименование “белого золота”; сплав золота и палладия в соотношении 8:2;

    палакарт (palacart) -- сплав, по цвету похожий на платину, из 75% палладия, 15% золота и 7% серебра;

    пинчбек (pinchbeek) , или английское золото, -- сплав меди и цинка (с 83-93% меди), созданный лондонским часовщиком Христофором Пинчбеком; применяется для изготовления общедоступных украшений, бижутерии, окладов;

    пистольное золото (от названия испанской золотой монеты пистоль) -- немецкое наименование золотого сплава пробы 895/1000;

    платинор -- сплав из 57% меди, 18% платины, 10% серебра, 9% никеля и 6 % цинка; красивый золотой цвет;

    поликсен - - так называют природную платину, смешанную с другими металлами;

    симилор -- сплав, похожий по окраске на золото, чаще позолоченный, и состоящий, как правило, из 83,7% меди, 9,3% цинка и 7% олова;

    сусальное золото -- материал, используемый для изготовления театральных украшений и канители (тонкие листы латуни);

    томпак -- сплав меди и цинка различных составов (чаще 90% меди и 10% цинка) с красивым золотым цветом; содержание меди делает его устойчивым к коррозии;

    электрон -- природный сплав золота и серебра различных соединений (иногда до 39% серебра); многие античные монеты изготовлены из электрона.

“Деньги ”

  • Осуждена ювелир, собравшая 25 млн руб., оставляя кредиторам под залог поддельные золотые цепочки
  • 150 тысяч ювелирных фальшивок продаются в специализированных магазинах по всей Испании

На сегодняшний день можно встретить очень много подделок ювелирных изделий. Как отличить золото от подделки, чтобы не стать жертвой мошенников? Есть много действенных способов. Самый надёжный метод – проверить у специалиста. Если его рядом не оказалось, тогда есть несколько полезных советов от ювелиров.

Способы распознания поддельных украшений

Для начала необходимо рассмотреть драгоценность. На ней должна быть специальная маркировка, которая отвечает за подлинность золота. Должна быть выбита проба или масса в каратах. Для облегчения осмотра желательно воспользоваться лупой. На антикварном металле не всегда можно различить клеймо. В современном мире научились пробу ставить и на фальшивом золоте, поэтому такой метод не всегда удачный.

Со временем золотое напыление стирается. Необходимо смотреть на края изделия. Если на местах потёртости заметен другой металл, изделие состоит не полностью из золота.

Проверка изделия на прикус

Раньше часто показывали фильмы, где золотые монеты проверяли на «зуб». И не зря. Ведь так можно проверять не только монеты, но и золотые украшения. Например, кольцо или серьгу. Изделие необходимо прижать зубами. Теперь посмотрите на него. На настоящем золоте останется след от зубов. Чем глубже прикус, тем выше проба. Однако, нельзя забывать, что свинец очень мягкий, поэтому на нём тоже останутся следы.

Керамическая проверка

Фальшивое золото при помощи данного способа легко обнаружить. Этот тест необходимо проводить очень аккуратно, так как его легко поцарапать. Для этого понадобится неглазированная керамическая тарелка, то есть ничем не покрытая. Проведите по ней золотом, с лёгким нажимом. Что видно? Золотая полоса – изделие натуральное, чёрная – украшение фальшивое.

Магнитная проверка

Для начала необходимо приобрести магнит. Тот, что вешается на холодильник, сильно мягкий и для теста не подойдёт. Магнит должен быть настоящий, тяжёлый, который взаимодействует с металлом. Золото никогда не притягивается. Поэтому смело подносите драгоценность к магниту. Если она притянулась, значит вы держите настоящую подделку. Бывают случаи, когда добавляют в изделие магнитопассивный компонент. Тогда можно и перепутать золото с подделкой. Как отличить золото в таком случаи? Попробуйте следующий способ.

Применение азотной кислоты

Азотная кислота поможет определить фальшивое золото от настоящего. Для этого необходимо поместить изделие в металлическую посуду без пятен. Далее нужно с пипетки капнуть азотную кислоту на изделие. Если золото поменяло цвет и стало зеленоватым, значит вы проводите опыт с обыкновенным металлом. Молочный оттенок приобретает позолоченное изделие. Если золото настоящее, тогда не произойдёт никакой реакции.

Звуковой тест

Если взять и бросить золотое изделие на поверхность стола, тогда настоящий металл прозвучит звонко, как хрусталь. Для такого опыта подойдут кольца, серьги, но недлинные украшения (цепочки, браслеты).

Уксусная проверка

Налейте в ёмкость немного уксуса и поместите туда украшение. С настоящим золотом ничего плохого не случится, а вот подделка через две минуты потемнеет.

Тест при помощи йода

Йод – очень хорошая проверка на подлинность украшения. Для этого необходимо всего одну каплю нанести на внутреннюю сторону изделия. Золото останется неизменным. Фальшивое украшение потемнеет. Оно может стать как светло-серым, так и чёрным.

Любая химическая проверка возможна только на поверхности украшения. Внутренность проверяется тогда, когда человек готов разрушить изделие.

Как отличить золото от подделки можно спросить и у экспертов, которые помогут быстрее и с помощью нескольких способов определить, настоящая ли драгоценность. Позолота – это почти настоящий металл.

Определяем позолоту

Многие потребители интересуются: «как отличить золото от позолоты?». При малейших знаниях это сделать несложно. Обычно на позолоту пробу не ставят. Золотой сплав не сможет лечь поверх металла. Ляжет исключительно только настоящий благородный металл. Если вы увидели изделие с пробами: 585, 750, 350, 500 – это золото с добавлением примесей. На чистом драгоценном металле может быть проба только одна – 999. Если применялась золотая фольга, тогда могут поставить и другую пробу, кроме тех, что ставят на настоящем металле.

Важно! Проба не всегда гарантирует достоверность изделия. Иногда можно увидеть небольшие царапины. Часто это означает, что изделие не полностью золотое, а только замочек на изделии или около него. Всё остальное может оказаться позолотой.

Чтобы самостоятельно проверить украшение, можно на незаметном участке слегка поскоблить изделие. Позолота слегка отстанет, а золото будет неизменным.

Еще для проверки подойдёт ляписный карандаш. Он продаётся в любой аптеке. Место соскоба необходимо смочить водой и провести по нему карандашом. Любой металл кроме золота потемнеет.

Можно провести простой опыт для проверки золота. Включить конфорку и сильно разогреть над ней изделие (300-400 градусов). Затем быстро бросьте его в холодную воду. Золото не изменится, а вот на другом металле появятся разводы.

Никогда нельзя приобретать золото в сомнительных заведениях и магазинах. Это должны быть специализированные ювелирные отделы, где имеются сертификаты качества и работают специалисты. Ведь некоторые недобросовестные продавцы ссылаются на то, что за границей проба не ставится. Верить этому нельзя. Любой ввоз золотых украшений не разрешается без клейма и соответствующих документов.

Иногда попадаются изделия, на которых стоит 583-я проба. Многие о ней не знают. Эти украшения сделаны в советские времена и подделки таких изделий крайне редки. Поэтому, если вам попадётся 583 проба, не пугайтесь.

Распознаем медь

Знаменитый учёный Аристотель считал, что лучше всего различить медь от настоящего золота, попробовать и то, и другое на вкус. Если попить воду из металлического кубка, в котором содержится медь, тогда привкус будет металлический. Золотой кубок не отдаёт никаким вкусом.

Медь имеет свойство окисляться при взаимодействии с кислородом, то есть на воздухе. Поэтому она в отличие от золота со временем потемнеет.

Имитация золота

Для фальшивых золотых украшений применяются разнообразные сплавы.

Алюминиевая бронза, которая напоминает по цвету золото. Этот сплав состоит на 90% из меди и на 10% из алюминия.

Монета из алюминиевой бронзы.

Бельгика – сплав похож на платину. В его состав входит железо около 74%, приблизительно 16 % хрома, а никеля почти 9 %.

Мозаичное золото, куда входит почти 70 % меди и 30 % цинка. Даёт оттенок самородного золота.

Изделие из томпака.

Томпак – этот сплав очень похож на настоящее золото. Его часто привозят туристы с Турции, с Израиля или Китая. Если не знаете, как отличить золото, лучше не покупайте его в данных странах.

Таких сплавов огромное количество. Благодаря таким материалам и научились имитировать настоящее золото. Чаще всего его перевозят контрабандным путём. Подделка золота – очень распространённое явление. Старайтесь не попасть в «ловушку».

Как избежать мошенничества?

Чтобы не купить подделку необходимо придерживаться несложных правил.

Не стоит покупать золотые украшения у торговцев на рынках, в сомнительных ларьках, где нет соответствующих документов. Продавцы очень часто предлагают подделки.

Не доверяйте своей интуиции, ведь она может подвести в самый неподходящий момент. Не смотрите, что изделие слишком дешёвое – это не значит, что оно качественное. Золото должно быть с пробой в обязательном порядке, даже если делается на заказ.

Не покупайте бижутерию, в составе которой сплав титана с золотом. По внешнему виду они напоминают золото 585 пробы, но скорее всего в них нет драгоценного металла.

Если на изделии стоит проба или висит бирка – это не даёт гарантию содержания желтого металла. Плохо разбирающийся потребитель не всегда сможет различить подделку даже при помощи многочисленных опытов.

Если покупатель знает настоящую цену изделия и вдруг увидел такое же, но дешевле – это не всегда означает, что встретилась подделка. Необходимо обращать не только на внешние данные, но и на размер, вес и производителя. Именно от этих данных цены и варьируются. Также можно попасть и на качественную подделку, которую крайне сложно отличить от настоящего драгоценного металла.

У каждого ювелирного профессионала есть специальное оборудование, с помощью которого можно определить качество и цену металла. Конечно же, самый простой способ узнать, как отличить золото например от меди – это совет с профессионала своего дела. Пусть услуга будет платная, зато человек будет уверен в подлинности драгоценностей.

На самом деле, это давно уже не секрет, что большая часть привезенных из европейских стран украшений и изделий из золота является подделкой. Для того чтобы изделие имело золотую внешность обычно используют сплавы по оттенкам похожие на золотые, после в лучшем случае могу использовать напыление золотом. В худшем и этого может не быть. Такие изделия можно приобрести где угодно, начиная от мелких точек на рынке и даже в крупном ювелирном магазине. Пробу могут поставить при изготовлении изделия и на самом заводе. Дело в том, что во время проверки качества золотых изделий проводиться анализ на срез. Естественно всю партию никто не проверяет и поэтому на пробирование может попасть поддельное изделие.

Как отличить имитацию от настоящего золота?

Определить подлинность изделия доступно не каждому, тем более без специальных приспособлений. Обычно для того чтобы определить подлинно ли украшение, в ломбарде проводят анализ на химическую реакцию, в которую вступает золото с определенным веществом. Человек, не имеющий навыков, не сможет определить имитацию от настоящего золота, если не будет явно выраженных дефектов.

Чем имитируют золото?

Для того что бы имитировать золото, могут быть использованы различные сплавы. Например: бат бронза, электрон, бат металл, латунь, мозаичное золото и так далее. Иногда изделие все же содержит в себе золото, правда очень низкой пробы, что не соответствует пробированию на изделии. Чаще всего подделывают золотые украшения. Они небольшого размера и при транспортировках их могут просто не проверять.
Для того что бы избежать приобретения подделки нужно покупать изделия только в очень крупных и известных ювелирных магазинах. Лучше если золото будет российского производство, но и здесь нужно быть осторожным, так как даже среди таких - попадаются изделия из имитированного золота.